Северное Чертаново

16.05.2015 — 05.07.2015

Центр современной культуры «Смена» и «Газпромбанк» (Акционерное общество) представляют персональную выставку Юрия Пальмина «Северное Чертаново».

В первый раз я оказался в Северном Чертанове в самом конце восьмидесятых — времени постмодернистских откровений и рыночного романтизма. Культурные ограничения и условности, шорами застившие боковое зрение, как-то ненадолго дали сбой, и на периферии восприятия возникло размытое пятно странности, щемящее чувство выпадения места из ясной схемы. Я был на окраине Москвы, где сама география требовала знакомой, усиленной ритмами жилых корпусов безысходности, результата той центробежной силы, что, единожды выбросив человека за пределы очередного кольца, отчаянно сопротивлялась его возвращению. Самое интересное, что весь набор наличествовал: были пьяненькие мужики, были голубятни, были школы и те самые жилые корпуса. Был пруд и утки на пруду. Какая-то стройка в перманентной грязи. На очень важные вещи я просто не обращал тогда внимания, не замечая ни кольцевого автомобильного движения, упрятанного под землю, ни оранжерей на первых этажах домов. Место было «оттуда», из времени, от которого я, как и многие, бежал тогда не оглядываясь, чтобы не превратиться ненароком в унылый столб из комковатой и полусырой советской соли «Экстра».

Но вот что я увидел сразу — так это рельеф. Ничего в Москве не было для меня так удивительно, как холм или овраг. Рельефный центр противопоставлялся плоской равнине окраины. Неважно, что на самом деле все было совсем не так и московская периферия порой радовала тектоническим разнообразием не меньше, чем какой-нибудь Китай-город. Может быть, дело было как раз-таки в архитектуре, что скакала по вертикали в центре и распластывалась ковром микрорайонов у Окружной. Чертановский рельеф особый. Есть горки, хоронящие под собой строительный мусор, — они самые красивые. Есть спуски к воде, есть лестницы, ведущие к дороге. Много архитектуры тут служит сложности и неоднозначности маршрутов. Это, конечно, общее место для любого послевоенного модернистского проекта, мало ли их снесено уже в Европе или старится все сильнее с каждым годом от болезни общественной нелюбви! Но Москва на границе времен была местом особым. Здесь стоило слушать сбивчивый косноязычный монолог экспериментального микрорайона, чтобы не разорвать и так тонкую нитку связи времен.

Потом, в девяностые, я и сам поселился в Чертанове. Не в самом Северном, но очень близко, куда добивала по прямой видимости радиация этого лучистого места. В 2000 году я выбрал микрорайон для выставки из серии «24», которую курировал Юрий Аввакумов. В течение двух недель почти каждый день выходил с большой и тяжелой крупноформатной камерой из дома и шел нарезать круги по Северному. Я намеренно ставил себе жесткие технические ограничения и часто возвращался без единого снятого кадра. Все, что получилось в итоге, для меня не совсем фотография, скорее, километры пути с металлической и стеклянной поклажей — это своеобразный туризм, не дотягивающий до мистической силы психогеографии, но тоже случайный и бесцельный.

После выставки серия и микрорайон разошлись и стали жить сами по себе. Серия сократилась вдвое, Чертаново приросло новыми домами. Советский модернизм нынче в моде, я живу в самом сердце Северного Чертанова. Снимать его я больше не хочу.

Юрий Пальмин — фотограф архитектуры. Профессиональную карьеру начал в 1989 году. Работает по заказам ведущих российских и зарубежных архитекторов. Сотрудничает с популярными и профессиональными изданиями, включая AD Magazine, Vogue, World Architecture (Англия), RIBA Journal (Англия), Icon Magazine (Англия и США), Domus (Италия), Abitare (Италия), Speech (Германия — Россия), «Проект Россия» и другие. Автор иллюстраций к книгам о современной и исторической российской архитектуре. Участвует в художественных проектах совместно с известными художниками Аленой Кирцовой, Александром Бродским, Владисловом Ефимовым, Сергеем Леонтьевым.

Избранные выставки:
1991 — Zurich + Moscow, Москва, Цюрих.
1995 — Новый Конструктивизм, Арт-Манеж, Москва.
2000 — Instrumenta, Москва (совместно с Аленой Кирцовой).
2001 — Музей Архитектуры, Москва, персональная.
2002 — ОБОРОНА/LA DEFENCE, Арх-Москва.
2004 — Berlinwallpaper, Красноярск (совместно с Владиславом Ефимовым).
2006 — Участие в Венецианской Биеннале Архитектуры (совместно с Александром Бродским).
2008 — Орнаменты, Музей Архитектуры, Москва.
2009 — Эхо деревянного века, Музей Архитектуры, Москва.

Награды:
2001 — Спецприз Серебряной Камеры, МДФ, Москва.
2002 — Арх-Москва, первое место за некоммерческий проект.